В
августе 2013 года библиотекари из 8
зарубежных государств и 5 регионов
Российской Федерации - лауреаты
организованной Хасавюртовской центральной
городской библиотекой имени Расула
Гамзатова международной программы
чтения «Расул Гамзатов — певец добра
и человечности» при поддержке
Благотворительного фонда Зиявудина
Магомедова «Пери» совершили недельный
этнотур по Дагестану. Представляю
слайд-шоу из фотографий, сделанных во
время посещения древнего Дербента.
Блог библиотеки лицея №1 г. Зеленодольска открыт в рамках проекта «Дербент: 2000 лет на перекрестке культур», инициированного Хасавюртовской центральной библиотекой имени Расула Гамзатова
среда, 22 июля 2015 г.
вторник, 21 июля 2015 г.
«Дербент славится … баснословной древностью»: путешествие по Дагестану казанского ученого
Илья Николаевич Березин относится к той замечательной плеяде казанских ученых, благодаря которым казанская школа востоковедения получила всемирное академическое признание уже в первой половине XIX века. В это время активно работали и публиковались Христиан Мартин Френ — ученый-арабист, приглашенный из Германии, Федор Иванович Эрдман, Иосиф Федорович Готвальд, Александр Касимович Казем-Бек и другие учёные. Расцвет казанского востоковедения связывают и с именем великого математика Николая Ивановича Лобачевского, который стоял тогда во главе университета.
В
16-летнем возрасте Илья Березин поступил
на восточный факультет Казанского
университета. Здесь он занимался
арабско-персидским языком под руководством
профессора Ф.И. Эрдмана. Именно в Казани
будущий ученый сформировался и развился
как эрудированный исследователь в
разных сферах восточной науки. Через
три года, закончив курс, со степенью
кандидата он был оставлен в университете
для подготовки к профессорской кафедре.
В это время он совершил поездку в
Астрахань для близкого знакомства с
бытом персиян и татар. Вернувшись в
Казань, защитил диссертацию на тему
«Что способствует развитию просвещения
и останавливает ход его в державах
магометанских». В 1841 году получил степень
магистра восточной словесности. А еще через год –
по
плану и указаниям профессора А.С. Казем-Бека
Березин был включен в состав научной
экспедиции по Дагестану и Закавказью,
Аравии и Турции, Персии и Египту, где
изучал языки, исследовал современный
быт народов, литературу и древности
восточных государств. Молодому ученому
не было в то время и 25 -ти лет.
Отчеты
о занятиях на Востоке за это время были
опубликованы в «Ученых записках, изданных Императорским Казанским университетом»
за 1845-46 годы.
Можно предположить, что записки путешественника были очень популярны среди читателей, так как в 1849 году в университетской типографии эти воспоминания вышли уже отдельной книгой под названием "Путешествие по Дагестану и Закавказью", а в 1850 книга была переиздана с картами, планами и видами замечательных мест.
О
древнем Дербенте рассказывается в III
главе «От Дербента до Кубы».
Непосредственно городу посвящено сорок
страниц печатного текста.
«Что
Дербент пользуется большим почетом
между мусульманскими городами, это
доказывает составленная нарочно для
него одного «Дербент-наме» Дербендиада,
рассказывающая историю этого города;
что в Дербенте есть много любопытного
для археолога, это свидетельствуют
громадные стены его с многочисленными
надписями, и что, наконец, Дербент не
походит на другие города Дагестана и
Закавказья, в этом могут убедить
похождения вашего покорного писателя...».
В
Дербенте Илья Николаевич провел десять
дней. Он прекрасно подготовился к
поездке. Березин изучил множество
источников. В своих записках молодой
ученый ссылается не только на древнейшую
хронику «Дербент-наме», которую называет
Дербендиадой, но и на описания Кантемира,
Броневского, Эйхвальда, восточных
писателей — Масуди, Абульфеда, Закерия
Казвини, Ибн Эль-Варди, Бакуви… И это еще не полный список. При этом он
не просто рассказывает об исторических
событиях, но, если они спорные, приводит
сначала мнения на этот счет из разных
источников, а потом обязательно напишет,
чьей точки зрения он сам придерживается
и почему.
И.Н. Березин не только рассказывает, свое повествование он сопровождает планами местности, искусными зарисовками, которые сам же и выполняет, а это говорит о его разносторонних способностях и прекрасной подготовке.
И.Н. Березин не только рассказывает, свое повествование он сопровождает планами местности, искусными зарисовками, которые сам же и выполняет, а это говорит о его разносторонних способностях и прекрасной подготовке.
Генеральный план крепости Дербента с городом
«Дербент
славится во всех восточных историях
баснословной древностью: естественно
мое внимание прежде всего обратилось
на историю этого города». И здесь
до XII века для Березина
основной источник — историческая
хроника «Дербент-наме». Он рассказывает
историю города с самых первых упоминаний
о нем в источниках и до новейшего времени,
когда Дербент окончательно становится российским городом.
Повествование очень живое, Илья Николаевич
не просто приводит сухие факты, а за его
описанием виден молодой человек, не
лишенный чувства юмора. Он постоянно
посмеивается над собой: «...находящиеся
у меня надписи не могут служить дипломом
на бессмертие, о котором я так хлопочу
с тех пор, как попал в древний город
Ноя». Или: «Городничий
г-н Мекрюков великодушно вызвался
помогать мне в хождении за дипломом на
звание великого первооткрывателя», т.д.
План Великой Кавказской стены (Стены Александровой)
Березин
рассказывает о своих прогулках по городу
и его окрестностям. Сильное впечатление
произвела на ученого Горная (Великая
Кавказская) стена — Даг-бары, Березин
называет ее «Стена Александрова».
«Восточные авторы назначают ей протяжения
около 400 верст, что очень удобно совпадает
с известием о конце этой стены, видимом
около реки Алазани». Он очень интересно
рассказал об этой прогулке, когда его
сопровождал целый отряд джигитов по
причине того, что небезопасно было в то время выходить одному за пределы города. И
вот его замечательное описание обзора,
который он увидел сверху:
«Я
сошел с коня и по выдавшимся камням
стены, цепляясь руками и ногами, поднялся
на башню: когда я взглянул сверху кругом,
мною овладело такое сладостное чувство,
что я чуть-чуть не спрыгнул с четырехсаженной
высоты на деревья подле башни! Я находился
в ущельи, которое с севера и юга замыкали
горы, покрытые лесом, но к востоку и
западу вид простирался необозримо
далеко. К востоку горы, прятавшиеся под
частоколом деревьев, волнами спускались
к морю; отлогий морской берег, узорчато
перерезанный разными дорожками, окаймлен
был виноградными садами, а потом в
бесконечную даль катилось синее море!
К западу развертывалась огромная долина
Табасаранская, как будто бы для
разнообразия картины почти совершенно
обнаженная, усеянная холмами, оживляемая
иногда селениями и лесочками: по всей
долине вилась узкой лентой знаменитая
Александрова стена, а вдали уступами
восходили Кавказские горы!
День
был ясный и тихий, солнце светило ярко,
воздух обдавал ароматами, и я долго в
приятном раздумьи стоял на башне,
забывая, что я здесь нахожусь, как новый
Жером Патюро, для добывания бессмертия,
а совсем не для восторгов природой.
После
я видел много пейзажей очаровательных
и скучных, милых и страшных, богатых и
скудных, горных и морских, но Табасаранский
вид до сих пор живо и ясно стоит у меня
перед глазами!».
Вид
Джума-мечети с северо-западной стороны.
И.Н.Березин (1818-1896). Бумага. 1842
И.Н. Березин
изучает городские достопримечательности:
«В одно счастливое утро я
очутился на шумном дворе мусульманского
храма...» (О посещении Джума-мечети).
Или:
Кладбище Кырхляр. И.Н.Березин (1818-1896). Бумага. 1842
«В
один мрачный день в мрачном расположении
духа я вышел с кипами белой бумаги из
кизлярских ворот и прямо отправился на
знаменитое кладбище «Кырхляр» Сороковик.
Конечно, читатели предполагают, что я,
знакомый в качестве ориенталиста и
чернокнижника с таинствами заклинания
духов и усопших, иду на кладбище, как
Макбет к ведьмам, за тем, чтобы потревожить
подземные тени и с их незримою силою
добыть диплом на звание великого
открывателя? Увы! Я точно шел для
исследования над почившими в Кырхляре
правоверными, я точно имел в виду
какое-нибудь бессмертное открытие, за
которое попал бы прямо в Академию
Надписей, но великая наука Боско мне
совершенно неизвестна, и желания мои
ограничивались снятием надписей на
могильных памятниках в Кырхляре».
Ученый
рассказывает также о людях, населяющих
город, и их занятиях: дербентцы сеют
красильный корень марены, занимаются
садоводством, выращивают виноград,
персики, винные ягоды, абрикосы, сливы,
груши, арбузы, дыни и другие вкусности.
«Весной, а иногда в январе очень красиво
в садах распускаются миндальные деревья».
И,
видимо, от того, что не сбылось тайное
желание юноши — во время путешествия
по Дербенту совершить какое-либо
«бессмертное открытие», он и завершает
свои записки, продолжая над собой
подтрунивать, следующими словами: «Я не доволен
очерками Дербента: мне нужно поле
обширнее, страна неизведаннее,
народонаселение мудрёнее дербентского.
Невелика слава описать город, в котором
прожил десять дней! Я хочу попробовать
свои силы в описании страны, в которой
не был, которая до сих пор не известна,
о которой лишь в народе темные слухи...».
пятница, 17 июля 2015 г.
Отсюда пошел ислам в России
В.Никонов. Джума-мечеть в Дербенте |
В день окончания поста — одного из самых главных мусульманских праздников Ураза-байрам посвящаем свой рассказ достопримечательности Дербента, древнейшему памятнику мира — Джума-мечети, откуда пошло распространение ислама в России.
Проникновение ислама в Дагестан, бывший когда-то северной окраиной мусульманского мира, а позже вошедший в состав Арабского халифата, и на территорию современной России началось с Дербента.
В
середине VIII в. переселенцы из различных
областей Халифата именно через эти
«ворота» вошли в Дагестан, чтобы приобщить
местное население к новой религии —
исламу, и возвели здесь первые мечети.
В рукописной хронике «Дербенд-наме»
сказано, что в 733 году арабский полководец
Маслама построил во всех семи кварталах
города по мечети. Именно в этом городе
многие дагестанцы впервые приобщились
к новой для себя религии. К тому же
времени относится появление в городе
богато орнаментированной соборной
(пятничной) мечети — Масджид ал-Баб
(теперь Джума-мечеть), которая стала
местом сбора всех мусульман.
На
протяжении своей многовековой истории
Джума-мечеть неоднократно перестраивалась.
Над входом, например, сохранилась надпись
о том, что в 1368-1369 гг. она была восстановлена
после землетрясения Таджутдином из
Баку.
Строительство
медресе при мечети началось в 1474-1475 гг.
Но его расширение и формирование всего
комплекса было завершено только к 1815
году.
В
истории Джума-мечети были и трудные
времена. Закрытие мечети в 1930 году шло
в русле общей атеистической кампании,
развернутой по всей стране. С 1938 года в
помещении мечети находилась городская
тюрьма со всеми атрибутами этого
учреждения. Только на третий год войны
постановлением из Москвы мечеть была
передана религиозной организации города
с правом дальнейшего использования ее
по прямому назначению. Старожилы
Дербента вспоминают, с каким трудом им
приходилось очищать мечеть от тюремной
скверны. Причем, ее оборудование и
восстановление осуществлялось
исключительно за счет добровольных
пожертвований верующих.
В
советские годы Джума-мечеть в Дербенте
являлась крупнейшей на Северном Кавказе.
На пятничный намаз сюда съезжаются
верующие из многих районов. Несмотря
на свой возраст, здание хорошо сохранилось.
Джума-мечеть внесена в реестр культурного
наследия ЮНЕСКО.
Сменяются
эпохи, Дербент меняет свой облик, а его
Джума-мечеть, как неприступная крепость,
стоит и сегодня, выдержав все испытания
временем.
В
разное время древний Дербент являлся
центром трех мировых религий —
христианства, иудаизма и ислама. В
мультиконфессиональном и многонациональном
городе закладывались основы толерантности
народов Дагестана и России. Это стало
изначальной причиной того добрососедства,
братства, взаимоуважения и сотрудничества
людей разных национальностей и
вероисповеданий, которыми известен
Дербент.
понедельник, 13 июля 2015 г.
На память о юбилейном Дербенте
Малыши
из летнего лагеря познакомились в
библиотеке с технологией создания
на компьютере книжной
закладки. Тема закладок — юбилей
Дербента, содержанием стали стихи о
любимом городе, официальный герб,
памятные места...
Загадочные
названия городских достопримечательностей - Джума-мечеть, Нарын-Кала, Мавзолей
дербентских ханов, Даг-Бары, Кладбище
Кырхляр, Минарет-мечеть, Баят-Капы,
Армянский храм, Джарчи-Капы, Орта-Капы,
… - давно уже на слуху у наших детей. А
теперь рассказ о них также переместился
и на книжные закладки.
В оформлении использован так полюбившийся всем и нам в том числе, веселый и позитивный фирменный стиль, разработанный Заирой Панаевой.
После всех этапов создания памятной закладки каждый маленький гость библиотеки получил её себе в подарок.
А напоследок предлагаем посмотреть фоторепортаж об этой встрече -
слайдшоу "На память о юбилейном Дербенте"
воскресенье, 12 июля 2015 г.
От татарстанских детей — с любовью: рисуем герб древнего города
Отряды
пришкольного лагеря «Солнышко» посетили
библиотечное занятие, на котором,
прослушав рассказы о символах древнейшего
города Российской Федерации, приняли
участие в создании герба Дербента.
Это
официальный герб города. До поры до
времени мы его ребятам не показывали.
А предложили детям самим подумать, какие
символы города они сами включили бы в
свой герб, принимая во внимание
географическое
положение, главные достопримечательности
Дербента, республиканские символы.
Вспоминали о том, что писал Расул Гамзатов
о трех сокровищах Дагестана.
И
поговорили о неофициальных символах:
какие растение, цветок, дерево, изделие
… символизируют Дербент. Мак в древности
возделывался здесь для получения
целебного опиума. Корни марены до сих
пор используются
местными ковровщицами как натуральный
краситель шерстяной пряжи. Гранатовое
дерево, произрастающее в Дербенте и
радующее горожан весной во время
цветения, а осенью одаряющее полезными
и вкусными плодами, тоже вполне может
быть символом города. Из изделий и
товаров им могут быть знаменитые
дербентские ковры ручной работы, так
как ковроткачество очень популярно
здесь...
Ребята
быстро сориентировались и усердно
поработали. В результате выдали вот
такие симпатичные работы. В них,
собственно, отразилось то, как наши дети
видят, воспринимают, представляют себе
далекую братскую республику и один из
ее знаменитых городов.
И
только после этого мы дали ребятам
возможность внимательно рассмотреть
и обсудить официальный герб и сравнить
его со своими нарисованными.
Встреча оказалась интересной и полезной. И, как отметили присутствующие, несла много новой информации. Ребята остались довольны тем, что оказались причастны такому радостному событию - 2000-летнему юбилею древнего Дербента, и пожелали сфотографироваться на память на фоне герба города.
Слайд-шоу на тему
суббота, 11 июля 2015 г.
Игра-викторина для юных читателей
Интеллектуальная
игра-икторина, проведенная с юными
читателями-любителями
истории из пятых классов стала итоговым
занятием, посвященным юбилею древнего
Дербента. Главной целью и задачами этого
мероприятия была актуализация новых
знаний по истории города, полученных
на предыдущих встречах и в результате
выполнения творческих заданий, поддержание
интереса к истории своей страны, к жизни
других национальных республик, воспитание
у ребят толерантного поведения.
Викторине
предшествовал подготовительный этап:
были проведены ознакомительные занятия,
литературные обзоры, беседы по истории
Дербента и заочные туры по древнему
городу, проведена виртуальная экскурсия
по крепости Нарын-Кала, ребята выполняли
домашние задания, сопоставляли
исторические события, происходившие
на Кавказе, с событиями в своей республике,
изучали исторические памятники, биографии
деятелей истории и культуры, находили
исторические аналогии в развитии
Дагестана и Татарстана.
Были
продуманы вопросы исторической игры,
музыкальное оформление встречи,
подготовлена презентация.
Перед
началом игры сформировались две
команды — команда мальчиков «Дербент»
и
команда девочек «Казань» (такое разделение
было желанием детей).
Вся
викторина состояла из двух частей:
вопросы по истории Дербента и заочное
путешествие по достопримечательностям
цитадели Нарын-Кала.
Поскольку
вопросы были разной степени сложности,
а некоторые подразумевали развернутые
и подробные ответы, то в зависимости от
сложности за каждый правильный ответ
команда получала орден или медаль.
По
их количеству в конечном итоге определилась
команда-победительница, которой стала,
как и ожидалось, команда «Дербент».
Мальчики в вопросах истории оказались
более начитаны. Но и девочки, надо
сказать, не сильно от них отстали...
И как итог - слайд-шоу о нашем участии в Международном фестивале
"Дербент: 2000 лет на перекрестке культур"
суббота, 4 июля 2015 г.
Искусство Дагестана
Очередная встреча с юными читателями была посвящена декоративно-прикладному искусству народов Дагестана. В Республике проживают до тридцати разных народностей. И каждая из них представляет свою уникальную культуру и искусство. Снова обращались к лирической прозе Расула Гамзатова - «Мой Дагестан»:
«В
Дагестане есть аулы-государства, которые
подчиняются одному только вдохновению.
Есть
аулы танцоров, аулы певцов.
Кубачи
— аул златокузнецов, Гоцатль — аул
серебряных дел мастеров, Унцукуль —
аул резчиков по дереву, Балхар — аул
керамиков, Цовкра — аул канатоходцев.
Искусство
этих аулов настолько самобытно, что
остальные наши аулы... молча решили не
соперничать с ними. В горах не в моде
подражание. Здесь подражанию предпочитают
продолжение...».
Экспонаты Музея культуры и быта древнего Дербента
|
Ребята узнали о древнем, как сам человек, искусстве керамики. Не случайно на Кавказе существует легенда о том, что бог создал людей из глины. Раньше в Дагестане было много гончарных селений. Сейчас художественный промысел существует только в ауле Балхар. Необыкновенны и изящны формы балхарских кувшинов, а роспись на них цветной глиной прекрасно дополняет эти замечательные творения.
Самые
прекрасные кувшины
Делаются
из обычной глины.
Так
же, как прекрасный стих
Создают
из слов простых.
Взглянув
на круг гончарный в глине,
Советчики,
умерьте прыть.
Где
ставить ручку на кувшине,
Не
надо мастера учить.
(Расул Гамзатов. Надписи на кувшине)
Балхарцы
говорят: «Много труда мы вложили в глину,
прежде чем она стала красивым горшком,
чтобы им любовались люди. Мы думали, что
наши изделия принесут людям радость,
что они украсят чью-нибудь жизнь... Мы
надеемся, что вы из одного горшка будете
угощать гостя бузой, а в другом будете
держать родниковую воду, а в некоторых
будете держать прекрасные цветы... ».
Декоративные
блюда хранят тайну своего происхождения.
О том, где и когда они возникли,
исследователи спорят до сих пор. Это
единственный вид керамики, который
служит для украшения сакли — дома
горцев.
Я
рассказала о своих поездках в Дагестан
и о посещении аула златокузнецов Кубачи.
Тайну
кубачинского искусства
Не
ищите в нитках серебра.
Носят
тайну этого искусства
В
сердце кубачинцы-мастера.
(Расул Гамзатов)
Мастера-кубачинцы
в совершенстве владеют техникой
художественной обработки металла.
Когда-то это искусство применялось при
изготовлении оружия: сабель, кинжалов,
для украшения ножен. Оружие
было лучшим товарищем и верным слугой
горца. Изделия, выполненные в Дагестане,
хорошо были известны в Персии, Турции,
странах Европы.
Сейчас это умение используется также при изготовлении женских украшений, подносов, ваз, кумганов, посуды, декоративных обложек книг.
У
кубачинцев нынешней весною
Я
наблюдал, как тонко и хитро
Вплетает
мастер кружево резное
В
черненое литое серебро.
Стекло
очков вооружает зренье,
Нетороплива
чуткая рука.
В
глазах — любовь, а в сердце — вдохновенье,
Крылатое,
как в небе облака...
(Расул Гамзатов)
Медночеканная
утварь воссоздает атмосферу «кунацкой»
— гостиной комнаты. Здесь выставляются
предметы домашней утвари: сосуды для
воды, котлы, подносы. Всё предназначалось
для повседневного использования в быту.
В кунацкой - комнате для гостей |
Очень популярно на юге Дагестана искусство ковроткачества. Еще
Геродот и Плиний-старший в своих трудах
упоминали о применении ковровых изделий
у народов Кавказа. Ковровые изделия
сопровождали горского человека в течение
всей жизни: специальными накидками
покрывали люльку с младенцем, ковры
давали в приданое невесте, намазлыки
применялись при совершении молитвы, в
погребальном обряде до сих пор ковры —
необходимый атрибут. В жилище жителя
гор ковры приносили цвет и красоту,
придавали яркость медной посуде,
подчеркивали красоту резного дерева и
керамики.
На дербентском рынке ковров |
Узоры дагестанских ковров |
Здесь звери в зарослях с людьми сплелися
В союзе чуждом, спутаны шелками,
И синих лун серпы, мерцая в выси,
Застыли в пляске с белыми звездами...
(Стефан Георге. Ковер)
Подписаться на:
Сообщения (Atom)