среда, 22 июля 2015 г.

Посещение Дербента



В августе 2013 года библиотекари из 8 зарубежных государств и 5 регионов Российской Федерации - лауреаты организованной Хасавюртовской центральной городской библиотекой имени Расула Гамзатова международной программы чтения «Расул Гамзатов — певец добра и человечности» при поддержке Благотворительного фонда Зиявудина Магомедова «Пери» совершили недельный этнотур по Дагестану. Представляю слайд-шоу из фотографий, сделанных во время посещения древнего Дербента.


вторник, 21 июля 2015 г.

«Дербент славится … баснословной древностью»: путешествие по Дагестану казанского ученого


Илья Николаевич Березин относится к той замечательной плеяде казанских ученых, благодаря которым казанская школа востоковедения получила всемирное академическое признание уже в первой половине XIX века. В это время активно работали и публиковались Христиан Мартин Френ — ученый-арабист, приглашенный из Германии, Федор Иванович Эрдман, Иосиф Федорович Готвальд, Александр Касимович Казем-Бек и другие учёные. Расцвет казанского востоковедения связывают и с именем великого математика Николая Ивановича Лобачевского, который стоял тогда во главе университета.

В 16-летнем возрасте Илья Березин поступил на восточный факультет Казанского университета. Здесь он занимался арабско-персидским языком под руководством профессора Ф.И. Эрдмана. Именно в Казани будущий ученый сформировался и развился как эрудированный исследователь в разных сферах восточной науки. Через три года, закончив курс, со степенью кандидата он был оставлен в университете для подготовки к профессорской кафедре. В это время он совершил поездку в Астрахань для близкого знакомства с бытом персиян и татар. Вернувшись в Казань, защитил диссертацию на тему «Что способствует развитию просвещения и останавливает ход его в державах магометанских». В 1841 году получил степень магистра восточной словесности. А еще через год – по плану и указаниям профессора А.С. Казем-Бека Березин был включен в состав научной экспедиции по Дагестану и Закавказью, Аравии и Турции, Персии и Египту, где изучал языки, исследовал современный быт народов, литературу и древности восточных государств. Молодому ученому не было в то время и 25 -ти лет.


Отчеты о занятиях на Востоке за это время были опубликованы в «Ученых записках, изданных Императорским Казанским университетом» за 1845-46 годы.


Можно предположить, что записки путешественника были очень популярны среди читателей, так как в 1849 году в университетской типографии эти воспоминания вышли уже отдельной книгой под названием "Путешествие по Дагестану и Закавказью", а в 1850 книга была переиздана с картами, планами и видами замечательных мест. 


О древнем Дербенте рассказывается в III главе «От Дербента до Кубы». Непосредственно городу посвящено сорок страниц печатного текста.
«Что Дербент пользуется большим почетом между мусульманскими городами, это доказывает составленная нарочно для него одного «Дербент-наме» Дербендиада, рассказывающая историю этого города; что в Дербенте есть много любопытного для археолога, это свидетельствуют громадные стены его с многочисленными надписями, и что, наконец, Дербент не походит на другие города Дагестана и Закавказья, в этом могут убедить похождения вашего покорного писателя...».
В Дербенте Илья Николаевич провел десять дней. Он прекрасно подготовился к поездке. Березин изучил множество источников. В своих записках молодой ученый ссылается не только на древнейшую хронику «Дербент-наме», которую называет Дербендиадой, но и на описания Кантемира, Броневского, Эйхвальда, восточных писателей — Масуди, Абульфеда, Закерия Казвини, Ибн Эль-Варди, Бакуви… И это еще не полный список. При этом он не просто рассказывает об  исторических событиях, но, если они спорные, приводит сначала мнения на этот счет из разных источников, а потом обязательно напишет, чьей точки зрения он сам придерживается и почему. 
И.Н. Березин не только рассказывает, свое повествование  он сопровождает планами местности, искусными зарисовками, которые сам же и выполняет, а это говорит о его разносторонних способностях и прекрасной подготовке.
Генеральный план крепости Дербента с городом

«Дербент славится во всех восточных историях баснословной древностью: естественно мое внимание прежде всего обратилось на историю этого города». И здесь до XII века для Березина основной источник — историческая хроника «Дербент-наме». Он рассказывает историю города с самых первых упоминаний о нем в источниках и до новейшего времени, когда Дербент окончательно становится российским городом. Повествование очень живое, Илья Николаевич не просто приводит сухие факты, а за его описанием виден молодой человек, не лишенный чувства юмора. Он постоянно посмеивается над собой: «...находящиеся у меня надписи не могут служить дипломом на бессмертие, о котором я так хлопочу с тех пор, как попал в древний город Ноя». Или: «Городничий г-н Мекрюков великодушно вызвался помогать мне в хождении за дипломом на звание великого первооткрывателя», т.д.
План Великой Кавказской стены (Стены Александровой)

Березин рассказывает о своих прогулках по городу и его окрестностям. Сильное впечатление произвела на ученого Горная (Великая Кавказская) стена — Даг-бары, Березин называет ее «Стена Александрова». «Восточные авторы назначают ей протяжения около 400 верст, что очень удобно совпадает с известием о конце этой стены, видимом около реки Алазани». Он очень интересно рассказал об этой прогулке, когда его сопровождал целый отряд джигитов по причине того, что небезопасно было в то время выходить одному за пределы города. И вот его замечательное описание обзора, который он увидел сверху:
«Я сошел с коня и по выдавшимся камням стены, цепляясь руками и ногами, поднялся на башню: когда я взглянул сверху кругом, мною овладело такое сладостное чувство, что я чуть-чуть не спрыгнул с четырехсаженной высоты на деревья подле башни! Я находился в ущельи, которое с севера и юга замыкали горы, покрытые лесом, но к востоку и западу вид простирался необозримо далеко. К востоку горы, прятавшиеся под частоколом деревьев, волнами спускались к морю; отлогий морской берег, узорчато перерезанный разными дорожками, окаймлен был виноградными садами, а потом в бесконечную даль катилось синее море! К западу развертывалась огромная долина Табасаранская, как будто бы для разнообразия картины почти совершенно обнаженная, усеянная холмами, оживляемая иногда селениями и лесочками: по всей долине вилась узкой лентой знаменитая Александрова стена, а вдали уступами восходили Кавказские горы!
День был ясный и тихий, солнце светило ярко, воздух обдавал ароматами, и я долго в приятном раздумьи стоял на башне, забывая, что я здесь нахожусь, как новый Жером Патюро, для добывания бессмертия, а совсем не для восторгов природой.
После я видел много пейзажей очаровательных и скучных, милых и страшных, богатых и скудных, горных и морских, но Табасаранский вид до сих пор живо и ясно стоит у меня перед глазами!».

Вид Джума-мечети с северо-западной стороны. И.Н.Березин (1818-1896). Бумага. 1842

И.Н. Березин изучает городские достопримечательности: «В одно счастливое утро я очутился на шумном дворе мусульманского храма...» (О посещении Джума-мечети). Или: 
Кладбище Кырхляр. И.Н.Березин (1818-1896). Бумага. 1842

«В один мрачный день в мрачном расположении духа я вышел с кипами белой бумаги из кизлярских ворот и прямо отправился на знаменитое кладбище «Кырхляр» Сороковик. Конечно, читатели предполагают, что я, знакомый в качестве ориенталиста и чернокнижника с таинствами заклинания духов и усопших, иду на кладбище, как Макбет к ведьмам, за тем, чтобы потревожить подземные тени и с их незримою силою добыть диплом на звание великого открывателя? Увы! Я точно шел для исследования над почившими в Кырхляре правоверными, я точно имел в виду какое-нибудь бессмертное открытие, за которое попал бы прямо в Академию Надписей, но великая наука Боско мне совершенно неизвестна, и желания мои ограничивались снятием надписей на могильных памятниках в Кырхляре».

Ученый рассказывает также о людях, населяющих город, и их занятиях: дербентцы сеют красильный корень марены, занимаются садоводством, выращивают виноград, персики, винные ягоды, абрикосы, сливы, груши, арбузы, дыни и другие вкусности. «Весной, а иногда в январе очень красиво в садах распускаются миндальные деревья».

И, видимо, от того, что не сбылось тайное желание юноши — во время путешествия по Дербенту совершить какое-либо «бессмертное открытие», он и завершает свои записки, продолжая над собой подтрунивать, следующими словами: «Я не доволен очерками Дербента: мне нужно поле обширнее, страна неизведаннее, народонаселение мудрёнее дербентского. Невелика слава описать город, в котором прожил десять дней! Я хочу попробовать свои силы в описании страны, в которой не был, которая до сих пор не известна, о которой лишь в народе темные слухи...». 



пятница, 17 июля 2015 г.

Отсюда пошел ислам в России


В.Никонов. Джума-мечеть в Дербенте
В день окончания поста — одного из самых главных мусульманских праздников Ураза-байрам посвящаем свой рассказ достопримечательности Дербента, древнейшему памятнику мира — Джума-мечети, откуда пошло распространение ислама в России.
Проникновение ислама в Дагестан, бывший когда-то северной окраиной мусульманского мира, а позже вошедший в состав Арабского халифата, и на территорию современной России началось с Дербента.

В середине VIII в. переселенцы из различных областей Халифата именно через эти «ворота» вошли в Дагестан, чтобы приобщить местное население к новой религии — исламу, и возвели здесь первые мечети. В рукописной хронике «Дербенд-наме» сказано, что в 733 году арабский полководец Маслама построил во всех семи кварталах города по мечети. Именно в этом городе многие дагестанцы впервые приобщились к новой для себя религии. К тому же времени относится появление в городе богато орнаментированной соборной (пятничной) мечети — Масджид ал-Баб (теперь Джума-мечеть), которая стала местом сбора всех мусульман.
На протяжении своей многовековой истории Джума-мечеть неоднократно перестраивалась. Над входом, например, сохранилась надпись о том, что в 1368-1369 гг. она была восстановлена после землетрясения Таджутдином из Баку.
Строительство медресе при мечети началось в 1474-1475 гг. Но его расширение и формирование всего комплекса было завершено только к 1815 году.
В истории Джума-мечети были и трудные времена. Закрытие мечети в 1930 году шло в русле общей атеистической кампании, развернутой по всей стране. С 1938 года в помещении мечети находилась городская тюрьма со всеми атрибутами этого учреждения. Только на третий год войны постановлением из Москвы мечеть была передана религиозной организации города с правом дальнейшего использования ее по прямому назначению. Старожилы Дербента вспоминают, с каким трудом им приходилось очищать мечеть от тюремной скверны. Причем, ее оборудование и восстановление осуществлялось исключительно за счет добровольных пожертвований верующих.
В советские годы Джума-мечеть в Дербенте являлась крупнейшей на Северном Кавказе. На пятничный намаз сюда съезжаются верующие из многих районов. Несмотря на свой возраст, здание хорошо сохранилось. Джума-мечеть внесена в реестр культурного наследия ЮНЕСКО.
Сменяются эпохи, Дербент меняет свой облик, а его Джума-мечеть, как неприступная крепость, стоит и сегодня, выдержав все испытания временем.


В разное время древний Дербент являлся центром трех мировых религий — христианства, иудаизма и ислама. В мультиконфессиональном и многонациональном городе закладывались основы толерантности народов Дагестана и России. Это стало изначальной причиной того добрососедства, братства, взаимоуважения и сотрудничества людей разных национальностей и вероисповеданий, которыми известен Дербент. 

понедельник, 13 июля 2015 г.

На память о юбилейном Дербенте


Малыши из летнего лагеря познакомились в библиотеке с технологией создания на компьютере книжной закладки. Тема закладок — юбилей Дербента, содержанием стали стихи о любимом городе, официальный герб, памятные места... 


Загадочные названия городских достопримечательностей - Джума-мечеть, Нарын-Кала, Мавзолей дербентских ханов, Даг-Бары, Кладбище Кырхляр, Минарет-мечеть, Баят-Капы, Армянский храм, Джарчи-Капы, Орта-Капы, … - давно уже на слуху у наших детей. А теперь рассказ о них также переместился и на книжные закладки. 


В оформлении использован так полюбившийся всем и нам в том числе, веселый и позитивный фирменный стиль, разработанный Заирой Панаевой.

 
После всех этапов создания памятной закладки каждый маленький гость библиотеки получил её себе в подарок.


А напоследок предлагаем посмотреть фоторепортаж об этой встрече - 
слайдшоу "На память о юбилейном  Дербенте" 



воскресенье, 12 июля 2015 г.

От татарстанских детей — с любовью: рисуем герб древнего города


Отряды пришкольного лагеря «Солнышко» посетили библиотечное занятие, на котором, прослушав рассказы о символах древнейшего города Российской Федерации, приняли участие в создании герба Дербента.

Это официальный герб города. До поры до времени мы его ребятам не показывали. А предложили детям самим подумать, какие символы города они сами включили бы в свой герб, принимая во внимание


географическое положение, главные достопримечательности Дербента, республиканские символы. Вспоминали о том, что писал Расул Гамзатов о трех сокровищах Дагестана. 


И поговорили о неофициальных символах: какие растение, цветок, дерево, изделие … символизируют Дербент. Мак в древности возделывался здесь для получения целебного опиума. Корни марены до сих пор используются местными ковровщицами как натуральный краситель шерстяной пряжи. Гранатовое дерево, произрастающее в Дербенте и радующее горожан весной во время цветения, а осенью одаряющее полезными и вкусными плодами, тоже вполне может быть символом города. Из изделий и товаров им могут быть знаменитые дербентские ковры ручной работы, так как ковроткачество очень популярно здесь...

Ребята быстро сориентировались и усердно поработали. В результате выдали вот такие симпатичные работы. В них, собственно, отразилось то, как наши дети видят, воспринимают, представляют себе далекую братскую республику и один из ее знаменитых городов.

 
 

И только после этого мы дали ребятам возможность внимательно рассмотреть и обсудить официальный герб и сравнить его со своими нарисованными.


Встреча  оказалась интересной и полезной. И, как отметили присутствующие, несла много новой информации. Ребята остались довольны тем, что оказались причастны такому радостному событию - 2000-летнему юбилею древнего Дербента, и пожелали сфотографироваться на память на фоне герба города.


Слайд-шоу на тему

суббота, 11 июля 2015 г.

Игра-викторина для юных читателей

Интеллектуальная игра-икторина, проведенная с юными читателями-любителями истории из пятых классов стала итоговым занятием, посвященным юбилею древнего Дербента. Главной целью и задачами этого мероприятия была актуализация новых знаний по истории города, полученных на предыдущих встречах и в результате выполнения творческих заданий, поддержание интереса к истории своей страны, к жизни других национальных республик, воспитание у ребят толерантного поведения. 

Викторине предшествовал подготовительный этап: были проведены ознакомительные занятия, литературные обзоры, беседы по истории Дербента и заочные туры по древнему городу, проведена виртуальная экскурсия по крепости Нарын-Кала, ребята выполняли домашние задания, сопоставляли исторические события, происходившие на Кавказе, с событиями в своей республике, изучали исторические памятники, биографии деятелей истории и культуры, находили исторические аналогии в развитии Дагестана и Татарстана.

Были продуманы вопросы исторической игры, музыкальное оформление встречи, подготовлена презентация.
Перед началом игры сформировались две команды — команда мальчиков «Дербент»

и команда девочек «Казань» (такое разделение было желанием детей).


Вся викторина состояла из двух частей: вопросы по истории Дербента и заочное путешествие по достопримечательностям цитадели Нарын-Кала. 
Поскольку вопросы были разной степени сложности, а некоторые подразумевали развернутые и подробные ответы, то в зависимости от сложности за каждый правильный ответ команда получала орден или медаль.

По их количеству в конечном итоге определилась команда-победительница, которой стала, как и ожидалось, команда «Дербент». Мальчики в вопросах истории оказались более начитаны. Но и девочки, надо сказать, не сильно от них отстали...



И как итог - слайд-шоу о нашем участии в Международном фестивале 
"Дербент: 2000 лет на перекрестке культур"


суббота, 4 июля 2015 г.

Искусство Дагестана


Очередная встреча с юными читателями была посвящена декоративно-прикладному искусству народов Дагестана. В Республике проживают до тридцати разных народностей. И каждая из них представляет свою уникальную культуру и искусство. Снова обращались к лирической прозе Расула Гамзатова - «Мой Дагестан»:
«В Дагестане есть аулы-государства, которые подчиняются одному только вдохновению.
Есть аулы танцоров, аулы певцов.
Кубачи — аул златокузнецов, Гоцатль — аул серебряных дел мастеров, Унцукуль — аул резчиков по дереву, Балхар — аул керамиков, Цовкра — аул канатоходцев.

Искусство этих аулов настолько самобытно, что остальные наши аулы... молча решили не соперничать с ними. В горах не в моде подражание. Здесь подражанию предпочитают продолжение...».

Экспонаты Музея культуры и быта древнего Дербента
Ребята узнали о древнем, как сам человек, искусстве керамики. Не случайно на Кавказе существует легенда о том, что бог создал людей из глины. Раньше в Дагестане было много гончарных селений. Сейчас художественный промысел существует только в ауле Балхар. Необыкновенны и изящны формы балхарских кувшинов, а роспись на них цветной глиной прекрасно дополняет эти замечательные творения.


Самые прекрасные кувшины
Делаются из обычной глины.
Так же, как прекрасный стих
Создают из слов простых.

Взглянув на круг гончарный в глине,
Советчики, умерьте прыть.
Где ставить ручку на кувшине,
Не надо мастера учить.

(Расул Гамзатов. Надписи на кувшине)

Балхарцы говорят: «Много труда мы вложили в глину, прежде чем она стала красивым горшком, чтобы им любовались люди. Мы думали, что наши изделия принесут людям радость, что они украсят чью-нибудь жизнь... Мы надеемся, что вы из одного горшка будете угощать гостя бузой, а в другом будете держать родниковую воду, а в некоторых будете держать прекрасные цветы... ».


Декоративные блюда хранят тайну своего происхождения. О том, где и когда они возникли, исследователи спорят до сих пор. Это единственный вид керамики, который служит для украшения сакли — дома горцев.


Я рассказала о своих поездках в Дагестан и о посещении аула златокузнецов Кубачи.

Тайну кубачинского искусства
Не ищите в нитках серебра.
Носят тайну этого искусства
В сердце кубачинцы-мастера.
(Расул Гамзатов)
 

Мастера-кубачинцы в совершенстве владеют техникой художественной обработки металла. Когда-то это искусство применялось при изготовлении оружия: сабель, кинжалов, для украшения ножен. Оружие было лучшим товарищем и верным слугой горца. Изделия, выполненные в Дагестане, хорошо были известны в Персии, Турции, странах Европы. 
Сейчас это умение используется также при изготовлении женских украшений, подносов, ваз, кумганов, посуды, декоративных обложек книг.



У кубачинцев нынешней весною
Я наблюдал, как тонко и хитро
Вплетает мастер кружево резное
В черненое литое серебро.

Стекло очков вооружает зренье,
Нетороплива чуткая рука.
В глазах — любовь, а в сердце — вдохновенье,
Крылатое, как в небе облака...
(Расул Гамзатов)

Медночеканная утварь воссоздает атмосферу «кунацкой» — гостиной комнаты. Здесь выставляются предметы домашней утвари: сосуды для воды, котлы, подносы. Всё предназначалось для повседневного использования в быту.

В кунацкой - комнате для гостей
Очень популярно на юге Дагестана искусство ковроткачества. Еще Геродот и Плиний-старший в своих трудах упоминали о применении ковровых изделий у народов Кавказа. Ковровые изделия сопровождали горского человека в течение всей жизни: специальными накидками покрывали люльку с младенцем, ковры давали в приданое невесте, намазлыки применялись при совершении молитвы, в погребальном обряде до сих пор ковры — необходимый атрибут. В жилище жителя гор ковры приносили цвет и красоту, придавали яркость медной посуде, подчеркивали красоту резного дерева и керамики.
На дербентском рынке ковров

Узоры дагестанских ковров
Здесь звери в зарослях с людьми сплелися 
В союзе чуждом, спутаны шелками, 
И синих лун серпы, мерцая в выси, 
Застыли в пляске с белыми звездами...
(Стефан Георге. Ковер)

Такой была наша последняя встреча с детьми перед заключительной интеллектуальной игрой-викториной, посвященной 2000-летию славного города Дербента - самого южного и самого древнего в Российской Федерации.